Поездное кондиционирование
- 01.10.2013
Система кондиционирования воздуха (СКВ) в пассажирском вагоне нужна для обработки и подачи свежего воздуха, его очистки от инфекций для того, чтобы обеспечить комфортные условия для всех едущих людей.
Главное требование к СКВ в поезде — надежность и бесперебойное поддержание нужного микроклимата в поезде, вне зависимости от погоды за пределами вагонов.
Одна из главнейших задач СКВ в поездах – затрать максимально малое количество электроэнергии, потребляемой на кондиционер. Это связано с тем, что кондиционер потребляет напряжение в 220 В, которое в поезде производится с помощью аккумуляторов или от сети переменного тока.
В электропоездах практически всегда идет получение электричества от контактной сети переменного тока с напряжением в 25 кВ. Понизить вольтаж можно двумя способами:
- Трансформатор. Требуемое напряжение получается с наименьшими потерями. Но у трансформаторов тоже есть минусы: они дорогие и тяжелые, негабаритные, что создает проблему их установки и обслуживания. 2
- Цепь получения электроэнергии от колес поезда с помощью генератор, но из-за этого идет большая потеря электричества в «никуда».
Для получения низкого напряжения, в принципе, можно использовать преобразователи тока, но их цена тоже очень высокая. Применять аккумуляторы для получения низкого напряжения в поезде не очень удобно из-за размеров и массы аккумуляторов, а также их небольшого времени автономной работы, что не очень удобно при постоянных нагрузках.
К особенностям эксплуатации СКВ относится наличие постоянных аэродинамических ударов. Когда мимо «нашего» поезда едет встречный, или при заезде в тоннель, появляется ударная волна, которая может вывести из строя кондиционирование вагона. Чтобы такого не случилось, перепады давления постоянно контролируют и уравнивают два параллельных канала, которые всасывают воздух из окружающей среды, а при перепадах их клапаны попеременно открываются/закрываются.
Еще один критичный параметр СКВ в ж/д - устойчивость системы к ударам. Сильнейшие удары вагоны испытывают на себе при сцепке, т.к. при небольшом разгоне им нужно практически мгновенно остановиться. При этом все устройства внутри вагонов, включая СКВ, не должны выходить из строя. Именно поэтому постоянно продумываются новые системы СКВ для большего срока их эксплуатирования и меньших на них затрат, как материальных, так и энергетических.